Танец - Импровизация - Оздоровление - Со-Творение

Эти четыре слова достаточно полно отражают то, что происходит в студии.

Танец -
в моём представлении - это прежде всего язык для общения, соединения личности с глубинами своего «Я», с новым телесным, интеллектуальным, духовным опытом и с жизнью общества.

«Н»(наш) –знак «единачества людей Земли с людьми небесными»

(граф)-знак «жизненачалия»


Буковник Всеясветной грамоты

Буквы (буковы) праславянской «Всеясветной грамоты» - это целые «истории» изображённых во взаимодействии душ и тел.

Танец - вне времени и вне возраста. Если танец это: «координированное движение тела, проявляющее какую либо идею» - то получается , что все люди танцуют. Начиная с последних месяцев беременности, ребёнок уже проявляет в животе у мамы какую либо идею через своё движение.(И внимательные мамы знают какую). В период же от рождения до смерти человек только тем и занят, как бы скоординировать движение тела с целью проявить какую либо идею. Получается - все люди танцуют всю свою жизнь в прямом смысле этого слова, с разным качеством движений и мысли.

Даже смысл жизни легко выразить в терминах танца : эволюция в направлении делания побольше красивых, нужных и полезных движений и поменьше некрасивых, ненужных и вредных.



Импровизация

Попросите 3-х летнего ребёнка сделать десять одинаковых движений, и вы увидите, что он не сможет. В каждом движении будет часть импровизации, ребёнку легче придумать новое движение, чем реконструировать старое. Опыт дарит нам огромный дар - стереотипы и автоматизмы, которые позволяют быстрее создавать и легче повторять сложные комбинации в движениях и мышлении.

Но настаёт момент, когда основной «пакет» стереотипов в движении и мышлении «сделан» и тогда темп их создания потихоньку угасает. Но мозг по прежнему прилежно совершенствует существующие стереотипы. Какой то процесс, который год назад выполнялся миллионом нейронов, сегодня будет сделан тысячей а завтра – сотней нервных клеток.

Пекин, канал Нейцзиньшуйхэ (Внутренняя река золотой воды)


Своеобразное архитектурное решение китайский учёный, поклонник Конфуция, прокомментировал: «через одну реку можно перейти пятью разными путями».

Если новые стереотипы не создаются , а старые совершенствуются, уменьшая число задействованных нейронов, активность мозга в целом постепенно снижается. (Надо различать активность мозга и жизненную активность - например человек может по прежнему целыми днями читать лекции или руководить банком, но если эта деятельность хорошо им изучена и не требует познавательной (студенческой) работы мозга, общая активность нейронов будет снижаться.)


В специальной литературе много говорится о снижении возрастного ценза деменции (старческого слабоумия), признаки которой - снижение памяти, скорости мышления, остроты восприятия. Исследования, послужившие основой для изменений в элитных английских школах в 70-х годах, показали, что превалирование процессов запоминания над процессами исследования формирует у учеников модели «простого» мышления , сходного по своей структуре с деменцией.

Покровительница болезней, Лондон, библиотека института Уэллком


«Все неразумия человека находят своё место в теле человека и поселяются там в виде болезней».

Какое же это имеет отношение к студии движения и танца? Все её программы построены на осмыслении и оптимизации двигательных стереотипов. Везде присутствует необходимая для этого импровизация, как форма поиска и познания своего движения. Именно это и есть лучшая «гимнастика» для мозга, результаты которой проявляются не только в классе. Это путь к сочетанию ценностей жизненного опыта с возможностями восприятия ребёнка, к непринуждённому созданию новых движений, мыслей и идей.

Оздоровление


Понимание того, что периодичность зарядки сотового телефона - неизбежное условие его существования, проникло в широкие слои населения. Понимание, что человек в этом плане мало чем отличается от телефона, так же понемногу осознаётся некоторым количеством граждан.


Движение человека, самым непосредственным образом влияя на его опорно-двигательный аппарат, нервную систему и внутренние органы, является одним из основных факторов, определяющих здоровье человека.


Понятие «здоровье» в редакции Всемирной организации здравоохранения весьма всеобъемлюще: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».


Чем путь к такому состоянию в моём исполнении отличается от других, более и менее успешных?

У Гуандэ, Энциклопедия цигун, 2002


Каналы, по которым согласно китайской медицине, «течёт» энергия человека. Идея простая и убедительная (особенно для садоводов) – где течёт, там цветёт, где не течёт – там засыхает. Удобрения и перекопки не заменят почве воду, витамины и процедуры не заменят телу движения.

1. Акцент на формирование структуры движения*, сохраняющей опорно-двигательный аппарат , внутренние органы и нервную систему в сбалансированном состоянии, дающей лёгкость в теле и мыслях.
2. Развитие телесной рецепции (чувствительности), позволяющей: - чувствовать грани перенапряжения при физической и умственной нагрузке и перераспределять её таким образом, что бы исключить перегрузку одних органов и систем и атрофию других.
3. Развитие ощущений природного ритма, что позволяет жить в согласии с ним, не теряя силы в бесполезном напряжении в период спада, и не теряя возможности из-за недостаточной мощности и в период подъёма.

* Формирование структуры движения человека – сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя взаимодействие мышления, нервной системы и опорно – двигательного аппарата. Понять его суть можно в доступном всем эксперименте: возьмите гвоздик длиной 20 см. и с помощью молотка введите его в главную деталь ценного агрегата в вашем хозяйстве (двигатель автомобиля, стиральной машины, в щель DVD проигрывателя и т.п.). Наблюдение за изменениями функций этих аппаратов поможет вам понять, что происходит в Вашем аппарате (опорно- двигательном), когда Ваше сознание вводит туда некорректный паттерн (образ) движения. Разрушения меньше, чем от гвоздя, но смысл тот же.


Cо-творение

Любое интересное вам дело можно делать как увлекательную работу, либо как творение. Между этими двумя состояниями есть отличие. В работе мы больше подчинены её цели , в творении - собственным импульсам и фантазии. (В идеале эти процессы должны быть проявлены в любом деле 50 на 50)

А.Миникаев, Ноу-катак


Увидев это в первый раз, я вызвался спроектировать охотникам батут из подручных средств – держать же тяжело. Мне вежливо объяснили - это не забава, а традиционное «упражнение» для совместного творчества, взаимопонимания и взаимопомощи. Держащие «батут» цепко смотрят на полёты товарища и его выражение лица. В зависимости от этого его или берегут, или «поддают жару» или делают сюрпризы, которые, по общему мнению, ему необходимы.

(Картина иллюстрирует только метафору совместного творчества, в студии такие упражнения не используются).

Практика показывает, что сегодня, когда у многих чрезмерно проявлена метафора работы, в классе востребовано сильное проявление аспектов творения. Впрочем, для телесных практик нет ничего более полезного и плодотворного.


Со- творение , это когда Ваше творение движений и мысли обогащается творениями других. Это продуктивно, интересно и рождает специфическую атмосферу в классе.